Метапредметная составляющая текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
Банина М.А.,
Учитель английского языка
МБОУ СШ №5 г.Павлово
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация осуществляет текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся в порядке, установленном ее локальным актом, которым определяются соответствующие полномочия и функциональные обязанности педагогов, непосредственно осуществляющих обозначенный вид оценивания в рамках образовательного процесса. Контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся должны соответствовать требованиям ФГОС к триединому образовательному результату освоения обучающимися основной образовательной программы. Разработка и адаптация контрольно-измерительных материалов должна увенчаться продуктом, посредством которого можно было бы оценить не только предметные результаты освоения обучающимся образовательной программы, но и результаты метапредметные, а также отдельные личностные новообразования обучающихся.
Проблема контроля и оценки метапредметных результатов
Проверка и оценка достижений планируемых результатов является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования на первой ступени обучения.
Как уже отмечалось, стандарт устанавливает три основные группы результатов.
- Личностные
- Метапредметные
- Предметные
Под метапредметными результатами в стандарте понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов и представлена в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» и предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- управление своей деятельностью;
- контроль и коррекция;
- инициативность и самостоятельность в обучении
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи,
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,
- логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям
Коммуникативные:
- речевая деятельность;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
- принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Познавательные:
- работа с информацией;
- работа с учебными моделями;
- использование знако – символических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
Но все-таки основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
В связи с требованиями ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП возрастает потребность в разработке новых способов оценки достижений учащихся.
Система контрольно-оценочных мероприятий включает самые разные виды и формы диагностики и мониторинга знаний. Разработка критериев овладения определёнными уровнями образовательных достижений становится необходимостью.
В стандарте заявлено, что итоговая оценка освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должна быть сосредоточена на достижении её предметных и метапредметных результатов. При этом указано на то, что итоговая оценка включает в себя две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов, и результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, которые требуются для обучения на следующей ступени общего образования [1,с. 15]. Мы должны уметь по-новому оценивать предметные результаты, динамику овладения каждым учащимся метапредметных результатов.
Особой ответственности и тщательности требует подготовка и проведение итоговой работы в четвёртом классе, цель которой – оценка уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в школе II ступени. В современной школе существуют различные виды организации итоговых контрольных работ. Чтобы избежать перегрузки учащихся и сделать контрольные работы более эффективными и объективными, появились новые виды тестов - это тесты интегрированные или итоговые комплексные тесты. Особенность этих тестов состоит в том, что итоговый контроль осуществляется по предметам русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир на материале одного исходного текста. В итоге интегрированные задания позволяют в рамках одного контрольного мероприятия проверить знания сразу по четырём основным учебным предметам. Вариативность заданий помогает оценить уровень сформированности матапредметной компетенции учащихся за курс начальной школы (умение прочитать и понять инструкцию, ориентироваться в структуре текста, вычленять ключевую информацию, строить свободные высказывания и микротексты, видеть проблему, выдвигать гипотезы, рассуждать и пояснять свои действия и др.). Таким образом, итоговые комплексные работы целенаправленно способствуют формированию универсальных учебных действий - метапредметных результатов. К сожалению, на сегодняшний день эти задачи решаются не везде. Можно говорить пока ещё о достаточно невысоком уровне сформированности метапредметных результатов у учащихся наших школ.
Контроль на уроках иностранного языка
Вид текущего
контроля
|
Вид контрольно-оценочной деятельности
|
Устный
|
Письменный
|
Поурочный
контроль
|
Устный опрос
Диалог
Монолог
|
Практическая работа
Работа на карточках
Работа в тетради на печатной основе
|
Периодический
(тематический)
контроль
|
|
Проверочная работа
Контрольный тест
Коллективный проект
|
Метапредметные упражнения для текущего контроля и промежуточной аттестации
Для решения этой задачи использую следующие приёмы : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.
На уроке по теме «Seasons» при составлении ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности.
Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.
На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Safety rules», метатема «что можно и нельзя делать в автобусе», учащимися 6 класса актуализируется проблема правил поведения в автобусе. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают что можно делать, на нижних – что нельзя. В качестве вывода - and you will be safe.
Составление ментальных карт, схем «фишбоун» - эффективные приёмы переработки информации на уроках английского языка.
Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами педагогической техники, формирующие метапредметную составляющую.
«Гонка за лидером»
С последней парты каждого ряда пускается лист с заданием, в котором обучающиеся заполняют по одному фрагменту: пропущенное слово, фразу, часть в таблице, схеме, формулах и т. д. Выполненное задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно.
Прием применяется на этапе проверки домашнего задания.
«Столкновение противоречий в практической деятельности»
Учитель предлагает обучающимся задание, с которым дети сначала легко справляются (благодаря знаниям, полученным при изучении предыдущей темы, или субъектному опыту), но затем они сталкиваются с противоречием, для решения которого необходимы новые знания. Как следствие – формулирование обучающимися учебной задачи.
Используется на каждом уроке при постановке учебной задачи и на этапе целеполагания урока изучения нового материала.
«Рефлексивная мишень»
На доске рисуется мишень, которая делится на 4 сектора. В каждом секторе записываются вопросы для рефлексии состоявшейся деятельности. Например, 1-й сектор – оценка содержания, 2-й – оценка формы работы, 3-й – оценка деятельности педагога, 4-й – оценка своей деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» в мишень – ставит точку, плюс и т. д. Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает работу, метка ставится в «молоко», если очень высоко – в «яблочко» мишени. После того, как все «выстрелили», педагог кратко анализирует полученный результат.
Применяется на этапе итоговой рефлексии.
«Ассоциация»
При знакомстве с новым понятием обучающимся предлагается высказать свои ассоциации, связанные с ним, впечатления, образы, которые позволят легче усвоить тему.
Может быть использован при изучении нового материала.
«Лечение слабого места» в слове
Обучающиеся выполняют задания самостоятельно, учатся решать ряд орфографических задач, затем обсуждают полученные результаты в парах или мини – группах и озвучивают согласованный вариант. Используется на уроках английского языка во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы или в качестве контроля знаний лексики. Ученики «лечат» слабые места в словах, находят «рецепты лечения» (правильное написание слова).
«Буквенное проговаривание»
Опрашиваемый ребенок должен воспроизвести произносимые учителем слова не так, как слышит, а так, как должен написать, т. е. по буквам. Количество слов, предлагаемых во время проговаривания, соответствует возрастным нормам.
Используется в качестве устной разминки, а также в числе закрепительно – тренировочных упражнений. Прием позволяет развивать память, стимулирует запоминание слов, способствует повышению грамотности, дает возможность достаточно быстро опросить большое количество детей на уроке.
«Получи бонус»
В ходе урока любого типа ученик принимает участие в работах разного вида: фронтальный опрос, ответ у доски, работа консультантом, ответ по домашнему заданию и т. д. За каждый вид деятельности он получает бонус – цветной жетончик (цвету соответствует определенный балл). В конце урока можно посчитать бонусы и сравнить свои результаты с работой товарищей.
Прием развивает дух здорового соперничества, повышает учебную мотивацию и стремление активно трудиться на уроке, самосовершенствоваться.
«Верю – не верю»
Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5-ти и более). Если ученик считает, что сказанное верно, он ставит знак «+», если нет - «–». По окончании работы открывается «ключ», проверку можно проводить коллективную, индивидуальную или осуществлять взаимопроверку.
Задание применяется на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала.
«Лишние слова»
Дан перечень характеристик какого – либо предмета, явления, действия. Обучающиеся находят и вычеркивают лишние слова.
Применяется на этапе контроля уровня знаний.
«Опорные слова».
При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний по теме перед его просмотром необходимо написать на доске или вывесить плакат с новыми терминами, названиями, датами и др. опорными словами, которые встретятся обучающимся в фильме. На следующем этапе урока следует организовать работу с данными опорными словами, которая бы предусматривала осмысление обучающимися наиболее важных фактов, выявление причинно – следственных связей между ними.
Применяется для того, чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма и включить обучающихся в процесс активного восприятия учебно – познавательной информации по теме урока, ее первичном повторении и закреплении.
В комплексе эти виды упражнений применяются в качестве промежуточной аттестации учащихся.
|